Мозг состоит из нейронов, которыми мы пользуемся для обработки и запоминания информации. Нейроны рождаются вместе с человеком, и умирают, если ими не пользоваться. Между собой они связаны синаптическими связями — когда мы что-то учим, нейроны объединяются между собой.

Важный отдел мозга — гиппокамп. Его фишка — способность рождать новые нейроны даже у взрослого человека. Рождению новых нейронов способствует работа в команде и физическая нагрузка — например, бег.

Кроме стимуляции рождения новых нейронов, решение задач в группе помогает осознать, если мышление оказывается на ложном пути. Исследовательские группы эффективны, но если занятия — повод для общения, их эффективность падает.

Полушария мозга и типы мышления

У мозга два полушария и два типа мышления.

Левое полушарие решает задачи в режиме фокусировки. Получив результат, оно старается оставить выводы, как есть — фокусировка уменьшает гибкость мышления. Левое полушарие подходит для решения точно заданных, конкретных задач.

Правое полушарие решает задачи в рассеянном режиме, оно активнее при занятии творчеством. Рассеянный режим позволяет посмотреть на ситуацию со стороны, а также выяснить несоответствия в выводах, сделанных левым полушарием мозга. Как адвокат дьявола, правое полушарие любит задавать вопросы “а так ли это на самом деле?”.

Виды памяти

Видов памяти два:

  1. Рабочая память — обработка информации
  2. Долговременная память — хранение информации

Рабочая память — как оперативная память на компьютере. Мысли в ней всегда доступны, но если они заменяются другими, без предварительной записи в долговременную память — их уже не достать.

Рабочая память удерживает до четырёх предметов. Если человек умён — скорее всего, его рабочая память больше, чем у остальных. При обучении используется именно рабочая память, а задача обучения — перенести информацию в долговременную память, объём которой неограничен.

При небольшом количестве слотов кратковременной памяти учиться тяжелее, но быстрее развивается творчество. Мозгу приходится искусственно соединять мысли в голове между собой, что приводит к творческим результатам.

Мысли, которые вы держите в сознании, могут блокировать новые мысли — потому сознание нужно держать чистым. Представь, что ты читаешь эту статью, параллельно слушаешь музыку, вслушиваясь в слова и пытаешься разговаривать с коллегой. Какой результат действий будет? Так и с мозгом — пока рабочая память занята какими-то делами, новые уже не всунешь. Потому я рекомендую таск-трекеры для разгрузки памяти.

Процесс закрепления информации в долговременной памяти называется консолидацией — когда из фрагментов складывается общая картина. Есть обратный процесс — реконсолидация, когда части памяти заменяются иной информацией (придуманной) или теряются. При реконсолидации человек помнит то, чего на самом деле не было — примеры опытов на эту тему можно найти в интернете. Дети, у которых богатое воображение, могут быть уверены в происхождении событий, которых не было. Когда мы узнаём что-то новое — наши воспоминания меняются. Явные примеры можно почитать в СМИ.

Чтобы обучаться эффективно, нужно использовать оба полушария мозга и оба вида мышления. Чередование задач разного типа помогает обучаться ещё лучше — например, если чередовать физическую и умственную нагрузки.

Важность сна

Сон важен для обучения: во время сна мозг очищается от токсинов, обрабатывает информацию, полученную за день. Во сне мозг повторяет то, что вы учите, удаляет менее важные фрагменты, сохраняя более важное.

Сон это время, когда мозг собирает из кусочков информации одно целое. Во сне же мозг решает задачи, обдумывая в фоновом режиме.

Химия

Когда человек злится, нервничает или боится, связи в мозгу теряются, кажется, будто мозг работает неправильно.

На работу мозга влияют два химических элемента: дофамин и серотонин.

Дофамин выделяется, когда мы получаем вознаграждение. Кратковременное высвобождение дофамина вызывает прокрастинация, поэтому мы легко отвлекаемся на посторонние вещи. Если уровень дофамина падает — наступает риск заработать болезнь Паркинсона.

Серотонин влияет на социальное поведение. Низкий уровень серотонина вызывает склонность к риску, высокий уровень вызывает самосохранение.

Как учиться

Фрагменты

Фрагменты — сети нейронов, компактные составные части информации, к которым можно получить быстрый доступ.

Запоминать информацию тоже лучше фрагментами, деля большие куски на поменьше. Способ запоминания фрагментов:

  1. Сосредоточиться на информации, которую нужно сохранить
  2. Понять основную идею сохраняемой информации

Тестировать себя можно, повторяя полученную информацию самостоятельно, при закрытом источнике. Зубрить — не вариант, ибо заучивание факта без понимания значения и контекста не даёт возможности соотнести знание с другими фрагментами, составить из них полную картину. Люди учатся, пытаясь придать смысл запоминаемой информации. Сложно учиться, лишь выслушав чьё-то объяснение.

Чем больше фрагментов содержится в голове, тем легче решаются задачи — даже те, с которыми вы никогда не сталкивались и те, которые относятся к иным областям знаний. Фрагменты разных областей знаний дополняют друг друга. Большое количество фрагментов — как библиотека нейронных шаблонов.

Обучение

Активное обучение эффективнее — например, можно задавать вопросы на живой лекции или пересказывать новые знания окружающим. На крайний случай — проговаривать полученную информацию вслух.

Учиться можно снизу вверх и сверху вниз. При обучении снизу вверх, мы учим фрагменты, которые в конечном итоге складываются в целостную картину. Если сверху вниз — сначала охватываем картину целиком, затем идём в детали.

Пример обучения сверху вниз — перед чтением главы книги пробежать по заголовкам и картинкам. Читаем основные понятия и концепции, затем дополняем информацию деталями, читая основной текст.

Для переноса информации нужна практика полученных знаний — как минимум повторением. Практика улучшает уровень интеллекта до уровня тех, у кого “врождённые способности”.

Техника перечитывания информации работает хуже, чем техника повторения информации. Важно находить решения самому — если смотреть на готовое решение, это не поможет, даже если кажется, что всё понятно. Повторение того, что ты и так знаешь, даёт иллюзию освоения материала, при том, что изучение поверхностно. Повторять нужно то, что сложно.

Ускорить процесс запоминания может техника повторения с интервалами: например, повторять информацию раз в два дня. 10 дней занятий по пять минут больше способствуют сохранению информации, чем 50 минут за один день. Увеличивая время между повторениями закреплённого материала, ты надёжнее закрепишь информацию.

Вспоминание за пределами привычной среды также способствует улучшенному усвоению информации. Зубрение способно помочь, если ты волнуешься перед выступлением — в остальном это трата времени.

Эффект эйншталлинга — когда имеющаяся в голове информация мешает нахождению решения задачи. Следует чередовать варианты решения проблем, задавать себе вопрос, почему одни проблемы решаются одним способом, другие — другим.

Два способа что-то выяснить или решить проблему:

  1. Последовательное доказательство — концентрированное обдумывание
  2. Интуитивный способ — рассеянное восприятие

Интуитивные открытия требуют перепроверки логикой.

Осознанное понимание своих действий замедляет и прерывает мыслительный процесс, затрудняя принятие решения.

Иногда, при попытке понять что-то, даже знакомые вещи кажутся незнакомыми. Это происходит при перестройке процесса восприятия, создании солидной основы восприятия. После временной дисфункции происходит рывок вперёд.

Чередование предметов обучения позволяет развивать “творчество”, покидать процесс “повторения”.

Фишки

  • Для того, чтобы использовать визуальную память нужно придумать ключевой образ — элемент, который хотите запомнить. Чем ярче образ — тем лучше. При обучении можно представлять себя внутри изучаемого предмета (например, внутри графика, если это математика).
  • Запись от руки позволяет создать более плотный нейронный отпечаток того, что ты учишь.
  • Для запоминания хорошо работают ассоциации и мнемонические техники.
  • Техника дворца памяти. Ассоциировать события со знакомыми местами. Например, привязать к каждой вещи в своей комнате какую-то информацию. Вспоминая о вещи вспомнишь о связанной информации.
  • Физические упражнения способствуют обучению.
  • Главный принцип — не обманывать самого себя.

Тесты

Тесты — эффективный способ обучения, использующийся для вспоминания выученной информации.

Сначала стоит начинать со сложных задач, затем переключаясь на лёгкие. Если решение сложной задачи не даётся сразу — лучше вернуться к ней позже. Техника заставляет мозг работать в фоновом режиме. Когда ты находишь ответ после диалога — это пример работы техники.

Вариант тренировки с помощью тестов — закрывать правильный ответ в тесте рукой, проговаривать ответ, затем проверять ответ. Это эффективнее зубрения. За день перед сдачей теста нужно бегло пробежать тест “сверху”, задавая вопрос “действительно ли это так”? Проверить задания помогает пробежка с конца в начало.

Прокрастинация

Желание прокрастинировать возникает, когда ты сталкиваешься с тем, что некомфортно. В мозгу активируются нейроны, которые отвечают за болевые ощущения, и ты избегаешь задачи. Однако, если не прекратить заниматься ей, боль пройдёт.

Прокрастинация приносит временную радость, спасая от скучной реальности — посмотреть видео на ютубе это приятно, но послушать лекцию курса полезнее в перспективе.

Как бороться с прокрастинацией

Главный инструмент борьбы с прокрастинацией — не отвлекаться на раздражители. Например, выключить нотификации, абстрагироваться от окружения.

Можно разработать план коррекции механической реакции на разражители и придумать себе награду по итогу выполнения скучного действия.

Прокрастинация — это привычка, а значит, мы можем использовать составляющие привычки, чтобы сменить её на другую.

Привычка состоит из 4-х частей:

  1. Стимул — сигнал, включающий “режим зомби”
  2. Механическая реакция на стимул
  3. Вознаграждение (перевод внимания на что-то приятное)
  4. Вера в привычку

Если учеба вызывает неприятные ощущения — сконцентрируйся на процессе, а не на результате. Поруби большие задачи на мелкие, и концентрируйся на их решении.

Чем лучше что-то получается — тем приятнее этим заниматься, а чем дольше ты чем-то занимаешься — тем лучше это получается. Соответственно, неприятные ощущения уйдут со временем.

Самое важное, верить в то, что можешь победить прокрастинацию.

Pomodoro

Техника помодоро помогает сконцентрироваться на предмете, не отвлекаясь на внешние раздражители — уйти в режим “фокуса”.

Стандартная схема pomodoro — 25 минут фокуса, затем 5 минут отдыха. После 3–4 “помидоров” — 20 минут отдыха, и так далее.

На время перерывов нужно переключать вид деятельности — например, сделать зарядку. При обучении такие паузы помогают информации усвоиться, а при работе не скучать от однообразности. Лучший отдых — смена деятельности 🙂

Таймер pomodoro есть в Tick-Tick.

Списки дел и планирование

Списки дел решают две задачи: создают понимание того, что ты делаешь и освобождают оперативную память. Пока рабочая память забита делами, которые только предстоит сделать — ты не имеешь возможности использовать ее на полную сейчас.

Списки задач нужно обновлять каждый день — желательно делать это вечером, чтобы иметь представление о том, что делаешь завтра, плюс использовать бессознательное для предварительного решения вопросов во время сна.

Планирование окончания рабочего дня так же важно, как планирование времени на саму работу. Самые сложные задачи желательно решать в первую очередь.

Борьба с переживаниями

При переживаниях нарушаются нейронные связи, мозг работает неправильно. Это мешает адекватно решать задачи, лишает энергии. Переживания вызывают выделение кортизола — химического элемента, повышающего беспокойство.

Бороться с переживаниями можно так: сконцентрируй внимание на дыхании, дыши животом. Расслабить живот, положить на него руку, сделать глубокий вдох, выдохнуть. Этой техникой следует начинать заниматься за время до экзамена, не в день экзамена.

Метод борьбы со страхом — план “Б”. Если есть альтернатива, ситуация пугает меньше. Например, при сдаче ЕНТ/ЕГЭ ты бы боялся меньше, если бы было несколько вариантов, куда можно пойти учиться без результатов теста. Восприятие ситуации влияет на ее решение. Если относиться к заданию как к “посмотрим, на что я способен”, результат будет лучше, чем если его бояться.

Саммари

  • Фрагменты — сети нейронов, хранящих информацию
  • Память бывает оперативной и долговременной
  • Сон — важная для обучения вещь
  • Тесты нужны для повторения выученной информации
  • Планирование — хорошо
  • Переживания — плохо

Всеволод Устинов написал альтернативную версию конспекта, почитайте.

Комментарии (Facebook)

Posted by Vitaly Salakhmir

Я – менеджер проектов.