Самые сложные действия у пилота самолета — взлет и посадка. Если проецировать это на проект, то получится, что самые сложные операции — запуск и завершение проекта (кто поспорит?). Но есть еще и мини-проекты внутри — организация встреч, как пример. Правильная подготовка и правильное завершение встречи делают ее эффективнее, тогда как продалбывание этих моментов могут сделать встречу пустой тратой времени.
План встречи (агенда)
Агенда – желаемый план встречи, список задач для обсуждения и решения. Отслеживание ситуаций, когда встреча отклоняется от своей цели – твоя задача, и агенда тебе в этом поможет. Отправляется агенда участникам встречи заранее. Может быть несколько параллельных планов встреч, с деталями требующимися определенным сегментам участников. Агенда для команды (с пометками о текущей ситуации), агенда для себя (с расширенным сценарием встречи).
Шаблон примерно такой:
- Время встречи
- Место встречи
- Участники встречи
- Основная тема встречи
- Задачи встречи (что должны решить в процессе. Если задач слишком много – приориетизируем)
Формат притом особой разницы не играет. Придумай самостоятельно, главное чтобы информация считывалась и выполнялась задача определения расписания.
Время встречи – когда встреча должна произойти. Если встреча происходит в виде скайпкола, уточняем часовой пояс встречи. Например, 12:00 GMT+1. Когда я договариваюсь о встрече с иностранцами, пишу его время, наподобие “12:00 your time (GMT –5)”. У американцев еще есть понятие “восточное время” (EST) – восточное побережье.
Место встречи – физическое или скайп/zoom/teams. Можно сразу приложить ссылку на митинг, для полноты картины. Или адрес – не обязательно детализированный, если вы оба знаете что означает и где находится “офис нашей компании” или “офис компании клиента”.
Тема встречи – общее описание, зачем встреча нужна, самая крупная задача встречи. “Брифинг по проекту Х”, “передача проекта Х”, “перевод CRM на UCI” – все это темы встреч.
Задачи встречи в основном содержат части основной задачи, но не возбраняется какой-то процент дополнительных тем.
Агенду отправляют заранее – например, за сутки до встречи. Если встреча спонтанная, то можно накидать план встречи только для себя – какие задачи нужно обсудить с собеседником.
Отчет о встрече (Meeting report)
Переговоры имеют своей целью принятие решений или выяснение требующейся информации. Соответственно, на выходе у нас должен быть соответствующий результат, который следует закрепить. Мозг не способен запомнить все сегменты, которые нужно выцепить из разговора на будущее – поэтому их нужно записывать.
- При живых встречах запись основных моментов встреч лучше вести на бумаге. Печатание в компьютере выглядит как отвлечение от самой встречи. Особенно, если тебе что-то говорят, а ты смотришь в монитор. При созвонах разницы нет
- Хорошая практика, при завершении встречи проговорить тезисы и задачи, которые ты записал для себя. Сразу же получишь дополнения и комментарии, если что-то упустил
- По завершении встречи перепечатываешь отчет в документ и отправляешь участникам встречи. Если встреча была с заказчиком – лучше отправлять по почте. При возникновении разногласий будет проще поднять договоренности
- Даты выполнения можно указать, но лучше не конкретизировать, или вообще не указывать. Если задачи выглядят как “на два дня”, там может оказаться айсберг на две недели. Лучше информировать в процессе о статусе выполнения
- Следующую встречу (особенно если она повторяющаяся) можно начинать с разбора предыдущего отчета – буквально минут пять, для напоминания
Вот несколько фишек, помогающих процессу
- Если пишешь на бумаге – придумай графическое обозначение (типа квадратной скобки или звездочки) для разных типов задач. Это могут быть задачи на исполнение, на анализ, на обсуждение, “чтобы не забыть” и задачи для себя – которые не включишь в общий отчет. Например, на презентации ты заметил то, что не заметил клиент – исправлять это нужно, но указывать на это не обязательно
- Заведи папку в гуглдрайве – сюда будешь складывать все отчеты. Формат названий отчетов: “дата — название компании — проект”. Например: “20200210 — Какойтобанк — Игра с котиками”. Дату начинай с года – так проще сортировать и искать. Отдельные папки для каждого проекта создавать не имеет смысла. Удобно создавать новый отчет о встречи для того же клиента, копируя предыдущий – только название не забывай менять
- Заведи шаблон отчета о встрече. В нем должно быть место для plain-text описания встречи, блоки для различных типов задач: идеи, “сделать”, “ждем от вас” и так далее. Когда будешь собирать отчет – раскидывай задачи из записи по конкретным спискам
- Когда оформляешь список “что сделать” (задачи на исполнение) – сразу формируй их в понятной форме. Плохой пример: “бэкграунд на главной”. Хороший пример: “подобрать цвет для бэкграунда главной, чтобы текст не сливался с фоном”. Это поможет при постановке задачи исполнителю – сэкономишь время на объяснении и вспоминании задачи при принятии результата
Отчет о встрече – не обязательная, но полезная для проекта и отношений часть. Бонусом получаем эффект информирования клиента. Нет ничего хуже, чем забрать задачи на встрече и пропасть на две недели в процесс их выполнения. Делаешь ты их или не делаешь – у заказчика сложится впечатление, что о нем забыли. Последствия могут быть самые неприятные. И нет, “запись экрана” в скайпе отчет не заменит.