Статья – краткий ликбез для тех, кому интересна тема управления проектами. Либо тех, кто каким-то образом работает с менеджерами проектов, но до сих пор не понимает, чем эти менеджеры занимаются и зачем нужны. Еще одна категория потенциальных читателей статьи – клиенты всяких креативных агентств, которые не понимают, почему в смете указаны часы какого-то менеджера и почему их так много. Здесь левел первый, без углублений.

Проект

История управления проектами начинается в середине двадцатого века – первым проектом в привычном понимании оказалась постройка ракетных систем “Поларис” в США. Тогда штаты очень переживали о том, что СССР готовила ракеты, способные достичь территории США. Проектом это стало ввиду четкого понимания продукта на выходе и жестких ограничений по срокам – успеть до запуска проекта Советами.

Проектом называется то, что делается какое-то время, имеет начало и финал, а на выходе выдает готовый продукт – что-то такое, что нельзя было наштамповать. Проекты могут быть самыми разными – от разработки сайтов до постройки домов. Проектами можно называть и то, что делаешь ты сам, самостоятельно и для себя.

Ключевая характеристика проекта – ограниченность во времени и уникальный готовый продукт на выходе. Ограничения проекта – сроки, стоимость и содержание. Все остальное – процессы и задачи. Собственно, каждый проект и состоит из набора этих процессов, которые по отдельности проектами не являются. Представьте себе завод, выпускающий автомобили. Каждый из автомобилей сложен, каждый собирается не один день и из разных частей – казалось бы, проект. Но нет – сама сборка и производство автомобилей на конвейере – процесс. Проектом можно назвать глобальную задачу по выпуску этой модели: когда кто-то придумал нарисовать эскиз, потом собрал пластилиновый кузов, просчитал аэродинамику, утвердил ее в компании, запустил в производство.

На пальцах: ты решил выучить английский язык. Само по себе это не проект, даже если цель кажется четкой – говорить на английском. У этого “проекта” нет сроков, и продукта никакого ты не получишь. Изучение языка – задача. А вот получить IELTS и уехать жить во Флориду – вполне себе проект. Не смотря на то, что уникального тут мало – IELTS ты не придумаешь, и он будет не только у тебя, у задачи может быть тайминг и “продукт” на выходе.

На каждом из этапов производства проекта присутствует отдельный специалист (или два, десять, сто специалистов), задача или задачи которого – звено в общем проекте. Человек, который собирает это в одну кучу и контролирует работу проекта в целом и есть менеджер проекта.

Менеджер проекта

У менеджера проекта интересная должностная позиция. Дефакто являясь руководителем, менеджер проекта (-ов) не имеет подчиненных. То есть, серьезно – все исполнители, подключаемые к исполнению проектов, подчиняются только руководству стоящему выше, у менеджера проектов нет никаких прав на поощрение или увольнение исполнителей. Случаются исключения, но их на моей практике не встречалось. Бывает, что руководство компании по факту являются менеджерами проектов (иногда частично) – в таком случае доступен весь арсенал руководительских рычагов, но это отдельная история.

Менеджер проектов – такой человек, который обязан разбираться в том, что делают исполнители. Если это разработка сайтов – менеджер должен быть как минимум в курсе, что такое Git или чем отличается верстка на HTML от верстки на React. Если это строительство – то должен знать, зачем нужен раствор между кирпичами. Нужно это затем, чтобы исполнять свои функции, правильно планировать работу и иногда самостоятельно оценивать сроки выполнения работ. В остальном, менеджер выстраивает процессы, кладет рельсы для того, чтобы другим нормально работалось.

Тем не менее, обладание познаниями сферы, всякими техниками и дипломами совсем не гарантирует, что ты будешь менеджером. Основное в работе менеджера – работа с людьми (еще это называют “софт-скилы”) – исполнителями, клиентами, руководством, и так далее и тому подобное. Менеджер проектов – связующее звено между этапами проекта и его участниками.

Со стороны клиента (заказчика проекта) менеджер выполняет функцию – главного контактного лица со стороны исполнителя. Именно менеджер обрабатывает запросы пользователя, объясняет, почему лучше так а не эдак, и почему решение исполнителя проекта лучше решает задачу клиента, чем то решение, что предложила его секретарша. Упаси вас Б-же от менеджеров, которые при этом пассивно принимают комментарии или наоборот, агрессивно их не принимают, безапелляционно защищая решение своих (внутренних) коллег. Задача менеджера – помочь решить задачу заказчика, оставаясь при том в рамках бюджета и не превышая (ну хотя бы не сильно) сроки.

Как становятся менеджерами проектов

У тебя несколько путей, в зависимости от сферы. Либо ты идешь с низа и однажды начинаешь “немножко руководить”, либо внаглую лезешь в профессию, не имея прямого опыта. Хотя, имея хоть какой-то близкий опыт, стать менеджером проще – я попал сюда, будучи менеджером отдела сопровождения клиентов, та же работа с людьми.

Классически, менеджером проектов становится человек, который был профессионалом в чем-то, чем занимался, захотел развиваться вверх (или так решило руководство) и стал менеджером проектов. С одной стороны, сплошные плюсы – много нового для изучения и база знаний, позволяющая со старта понимать, чем занимаются те, работу которых ты координируешь. В серьезных сферах, типа того же строительства, пропустить этап работы исполнителем, нельзя технически – как это, без знаний матчасти сразу стать руководителем? В “мягких” офисных сферах проще – можно выучиться на менеджера (или почитать эту статью) и смело рваться в работу. Сначала младшим менеджером (или стажером), потом на полную – менеджером. Низкий порог вхождения в сферу породил плеяды людей, не разбирающихся даже в основах. Когда-то и я был таким менеджером (увы-увы), пришедшим в должность почти что с улицы – знаю, о чем говорю.

Интересующимся предлагаю почитать руководство PMBoK (или статью о нем в моем медиуме @salakhmir) – книга тяжелая, если не в процессе, но там есть фактически все. Читать “Основы управления проектами” Джозефа Хигни и “Роман об управлении проектами” Тома ДеМарко – книги рассказывают о том же, но мягче и тезисно. Увлекающихся прошу в личку фейсбука (ссылка в профиле) – есть кое-что еще, в основном по теме управления проектами в диджитал. В следующей серии поговорим про методологии управления проектами – левел два.

Оригинал статьи опубликован на VC.ru

Комментарии (Facebook)

Posted by Vitaly Salakhmir

Я — руководитель проектов продуктов.