Кроме привычных нам Windows, пакета Office и Azure, у Microsoft есть куча продуктов, которые требуются для решения специализированных вопросов. Сегодня речь пойдет о продукте Microsoft для корпораций — пакете Dynamics 365.

Microsoft Dynamics 365

Dynamics 365 — это семейство программных продуктов Microsoft, объединенных одним названием (примерно как Office). Сами продукты внутри делятся на две категории: CRM (customer relationship management) и ERP (enterprise resource planning) приложения. На старте своего развития, продукты разрабатывались другими компаниями, которые Microsoft планомерно поглощала. История некоторых продуктов в составе Dynamics 365 начинается аж в начале 80-х годов (компания Navision, купленная в 2002 году, была основана в 1983 году, Копенгаген).

До 2016 года, продукты линейки вместе назывались Microsoft Dynamics CRM. А версия обозначалась годом (как с Office). Например, CRM 2013 или CRM 2016. Все же составляющие продукты начали называться в стиле “Microsoft Dynamics 365 for Finance and Operations”. Про возможные к установке “приложения” поговорим ниже.

В 2018 году пришло еще одно крупное обновление — “унифицированный интерфейс” (unified interface). Для пользователя он отличается иным расположением меню и некоторыми тонкостями в управлении. Так, в новом интерфейсе, меню находится слева, а не сверху — как это было раньше. До части функционала в новом интерфейсе добраться на порядок сложнее. Пока что сохраняется возможность принудительного перехода к старому интерфейсу. В копиях приложений, установленных до унификации, по дефолту работает старый интерфейс.

Для ознакомления с Dynamics 365 достаточно зарегистрировать триальную версию (можно выбрать любой или все CRM-приложения). Триал доступен 30 дней, и этого времени вполне достаточно, чтобы понять, чем сервис может помочь твоей организации.

Обзор Dynamics 365

Microsoft не ограничивает развитие CRM (ну, кроме самих рамок системы) — фактически, можно купить “пустую” копию CRM (она называется CDS), и сделать все так, как хочется. В помощь внутренний функционал кастомизации + неограниченное количество внешних решений — их можно разрабатывать самостоятельно, а можно покупать во встроенном “магазине”. Эти внешние решения разрабатываются сторонними компаниями — как отдельные продукты, либо как часть-коннектор основного своего продукта (например, такое приложение есть у ClickDimensions). При собственной разработке, подключить к Dynamics 365 можно что угодно — через собственные же коннекторы.

Но в Dynamics 365 есть и набор готовых “приложений”, заранее собранных в таком виде, чтобы их можно было начать использовать сразу после покупки лицензии. Эти же приложения позволяют на старте ознакомиться с возможностями CRM.

Dynamics 365 включает в себя основные модули

  1. Sales — Продажи 
  2. Marketing — Маркетинг 
  3. Field Service – Полевое обслуживание
  4. Customer Service – Сервисное обслуживание 
  5. Project Service Automation – Проектная деятельность 
  6. Operations — Операции Financials — Финансы 
  7. Talents. Его особенность в том, что оно не кастомизируется.

Покупать можно отдельные приложения, можно все (соответственно, это дороже). По поводу урезанной версии (CDS) есть интересный нюанс: даже имея функционал кастомизации сервиса, ты не можешь создать самостоятельно копию приложения с функционалом, который Microsoft продает из коробки. Условия лицензии.

Dynamics разработан для “общих” продуктов, без прицела на какую-то особую индустрию. Внутри него “из коробки” доступны некоторые функции, но самое интересное начинается при кастомизации по спецификациям, запрашиваемым бизнесом. Кастомизация может проходить через функционал “кастомизации” (создать форму, сущность, поле, дашборд) и через программирование (подвязка функционала, аналитик — что угодно). Все интеграции с другими сервисами тоже происходит через программный код. Dynamics 365 полностью интегрирована с облачными сервисами Microsoft Azure и Office 365.

Главная страница Dynamics 365

Главная страница Dynamics 365.

Так выглядит главная, “разводящая” страница, доступная по адресу твоей организации. Например, organization.crm4.dynamics.com — если приложение загружено в облако.

С главной страницы можно войти в приложение, создать новое, отредактировать старое или сразу уйти в настройки (шестеренка справа сверху).

На каждом приложении присутствует название, краткое описание, название паблишера (в большинстве на скриншоте написано Microsoft Dynamics 365 — значит, приложение за авторством майкрософта). Еще есть “три точки” контекстного меню — в нем доступен функционал App Designer и Manage Roles. Оно нам нужно, и мы к этому вернемся. Пока что проваливаемся в приложение Sales Service. Прямо нажимаем на его иконку.

Sales Service (Модуль продаж) в Dynamics 365

На каждом стандартном приложении останавливаться не будем — посмотрим общий функционал и самое популярное решение — Sales Service. Все данные на скриншотах — тестовые, созданные в триальной версии Dynamics 365.

При развертывании триальной версии, внутри уже будет некоторая информация. То бишь, все формы уже заполнены, и чтобы именно “посмотреть”, ничего добавлять не нужно. Так, при входе в Sales Service на экране появляется предустановленный дашборд.

Dashboard, Dynamics 365

Dashboard example, Dynamics 365

В левой части находится основное меню приложения. Оно уже в Unified Interface — в классическом меню находится сверху, вызывается по нажатию на пункты строки, где у меня написано “Sales Area”. Все левое (и верхнее) меню настраивается через App Designer.

Кроме меню настаивается представление страницы — оно выбирается в левой нижней части на скриншоте выше. Называется эта часть “Areas” и в каждом таком area можно сделать собственное меню в левой части страницы.

Далее по меню со скриншота.

Dashboards — раздел с дашбордами (он же на скриншоте выше). Можно создать несколько дашбордов, которые будут выбираться из выпадающего списка (место, где написано Sales Activity Dashboard — это название конкретного дашборда). С этим выпадающим списком столкнемся и в других подразделах.

Activities — раздел с задачами. Внутри — список задач, с темой, типом задачи, датами. Таблица вида списка настраивается в кастомизации.

Accounts. Список компаний, со страницами самих компаний внутри. Содержит информацию о компании, историю коммуникации, приватные прайс-листы и так далее. 

Contacts. Соответственно, список контактов. Контакт может быть привязан к компании, а может быть создан независимо.

Leads. Заявки-лиды. Внутри зашит функционал бизнес-процессов (который тоже кастомизируется). При “определении” (qualify) лида, появляется запись в следующем разделе — opportunities. Аккаунт и контакт можно создать сразу с “лидом”.

Competitors. Здесь находится общий список конкурентов. При создании лида, можно добавлять записи отсюда в запись лида/opportunity. Внутри записей “конкурентов” — список сделок, связанных с конкретным конкурентом.

Quotes. Коммерческие предложения. Присутствуют сортировки и “вью” — дефолтные и созданные самостоятельно, через кастомизацию.

Orders. Соответственно, заказы. 

Invoices (счета). Внутри — список счетов со знакомыми вью и сортировками. Внутри самих счетов вся информация: кому счет, в какой валюте, по какому прайсу, дата доставки, скидки и так далее. Создать счет можно прямо из этого раздела, не проходя по бизнес-процессу. Однако, вся внутренняя информация (типа клиента, opportunity и контракта) должна быть уже создана, либо может быть создана отсюда.

Products. Каталог продукции, с артикулами, привязкой к прайс-листам, описанием. Есть возможность выставлять сроки по календарю: период валидности предложения.

В меню Sales Service представлены пункты, которые в sales и нужны. Например, подразделы Customer, Sales, Collateral которые соответственно содержат пункты, использующиеся при продажах.

Функционал модуля настраивается — от расположения элементов и их названий, до настройки бизнес-процессов и синхронизации данных из CRM со сторонними сервисами.

Основа функционала Dynamics — Workflow. Это сценарий, по которому обрабатываются opportunities. Они точно также кастомизируются. А в триальной версии уже есть предустановленный стандартный воркфлоу, который даст базовое понимание, как это работает.

Dynamics 365 — достаточно “тяжелая” CRM. Но возможности ее кастомизации делают эту CRM вне конкуренции. Сделать в Dynamics 365 можно что угодно — но об основах разработки под систему я расскажу позже.

Комментарии (Facebook)

Posted by Vitaly Salakhmir

Я — руководитель проектов продуктов.