Сейчас у меня один активный блог – salakhmir.ru. Есть заброшенный но остающийся во внимании vitalik.kz, заброшенный но весьма активный блог на Medium (все значимые посты уже перенес оттуда сюда), канал в телеграме (@zapostil) и куча мертвых блогов во всяких ЖЖ, Blogger. Это не говоря о соцсетях и о тех сервисах, которые забросил за последние лет пять (включая удаленные, что работали на отдельных доменах) – пару десятков наберется.

Увы, более-менее регулярно вести у меня не получается ничего. Я слишком ленив, слишком бесталанен и не организован – быстро переключаюсь на что-то новое, бросив предыдущее. Это и причина того, что у меня “в работе” штук 30 статей, большую часть из которых я пишу год и не напишу никогда. Сейчас я расскажу (и напомню себе), зачем нужны блоги и почему их стоит вести.

Почему стоит вести блог

Почему стоит завести блог, вкратце.

  1. Документирование знаний и опыта
  2. Профессиональный блог помогает карьере (узнаваемость в сфере)
  3. Профессиональный блог выводит на тебя нужных и интересных людей
  4. Дополнительный доход (через время он становится пассивным)
  5. Блог порождает новые увлечения, мотивирует
  6. Сопутствующие знания – работа с фото, видео, SEO
  7. Текстовый блог повышает грамотность, приводит мысли в порядок
  8. Ретроспектива – интересно почитать себя же, лет пять назад, отследить прогресс

Ещё плюсом можно назвать пользу для читателей – но это такой себе плюс, дополнительный, который вряд ли станет причиной заведения блога.

Мама, я блогер!

Попытки что-то сделать в интернетах я делал лет с 18. Это были и блоги с рассказами о том, как устроена жизнь (самое то для рассуждений 18-летнего молодого человека). Это были и публикации на всяких писательских сайтах – в прозу пробовал в 20 лет. Первый чувствительный блог, vitalik.kz, появился в 2014 году. Я не знал, о чем писать, потому писал обо всем подряд. В нормальных блогах так делать не желательно, но у меня там было 3 посетителя в месяц, поэтому ничего страшного не произошло. Три посетителя – это рабочий компьютер, домашний компьютер и телефон.

В 2015 году написал статью о том, как съездил в Бишкек (Кыргызстан), и это принесло первый чувствительный трафик. Ко мне на сайт начало заходить аж 100 человек в месяц – нереальное число, на самом деле. Я даже рекламу тогда поставил, которая “приносила” по доллару в полгода. Тогда-то и начал формироваться стержень блога – вместо “обо всем”, начал писать о каких-то локальных путешествиях. Старых записей там почти не осталось – скрывал их по мере появлении на глаза, как не несущие практического смысла.

Посещаемость сильно мотивирует писать. А чтобы что-то писать, нужен материал. Таким образом я стал чаще куда-то ездить – только за тем, чтобы было о чем рассказать. К концу 2016 года в блоге было 800 уников в месяц. Весной 2019, когда перестал его вести, в нем было 900 посетителей в день. Интерес пропал.

В конце 2019 решил попробовать поиграть с ютубом, и это выход за рамки комфорта и серьезный вызов самому себе. Камеру я не люблю, а тут ведь и лицом торговать нужно. В новогодние выходные записал пару видео, посмотрим что из этого выйдет. Там глядишь, и до ТикТока доберусь к тридцати годкам.

Как завести блог

Когда обсуждаешь блогерство с кем-то, основные вопросы это “где его вести” и “что писать”. Под блогом подразумеваем что-то типа того сайта, на котором ты это читаешь, с соответствующим, текстово-графическим контентом. По поводу инстаграма/ютуба/фейсбука ничего сказать не могу – до сих пор не могу смешивать блоги и соцсети.

Где вести блог

Вести блог можно где угодно – первое время вообще без разницы. Есть куча блог-платформ – тот же ЖЖ или Медиум. В обоих сервисах блог создается за пару минут. Когда появится опыт, конечно, лучше уйти на свой домен – на них можно поставить автоматизированную рекламу типа AdSense и еще зарабатывать с блога чутка.

При выборе блог-платформы обратить внимание на следующее:

  1. Актуальность площадки
  2. Соответствие предполагаемой тематики платформе
  3. Где обитает потенциальная аудитория

Например, ЖЖ уже не актуален и писать туда можно либо для себя, либо для тренировки. Вряд ли там можно набрать аудиторию, если ты не Артемий Лебедев. Зато на таких площадках нет ограничения по тематике – пиши о чем захочешь. То же самое справедливо для blogger.com. Medium актуален, но как мне кажется, сложился вокруг креативно-диджитальной тусовки. Потому и писать нужно будет на приближенные темы – хотя бы про мотивацию и образ жизни. В блогах на сайтах типа Хабра и VC тематика нишевая, их нельзя использовать для блога широкого профиля. Узких тем миллион, и у каждой тусовки есть какая-то платформа, обо всех и не узнаешь.

Плюс блог-платформ в их тусовках. В медиуме сотни тысяч человек, и потребителей контента специально искать не нужно – они уже там. Если блог на собственном домене, продвигать его куда сложнее. Как часто вы ходите на сайты к блогерам? Скорее всего, вы попадаете туда из поиска, а значит, придется вкладываться и в его настройку под поисковики. И контент готовить такой, чтобы поисковики его лучше съедали. SEO это и плюс личного сайта – к тому же учишься разбираться в новой сфере. Там же аналитика, которая поможет разобраться и с реакцией читателей и с направлением поисковой оптимизации. Нет блог-платформ, которые позволят тебе (как минимум бесплатно) поставить свои блоки с рекламой – на своем сайте сам решаешь, ставить ли их, где и в каком количестве.

О чем писать

Самый простой совет: расскажи о том, в чём разбираешься. Классно, если ты можешь заявить о том, что в чём-то понимаешь. Когда я начинал, мне было 20 лет – в чем я мог разбираться? По тематике для начинания никаких ограничений нет. Писать можно о профессиональном, о хобби, о собственных мыслях – никто ничего не запрещает, в свободное время живем. Основная тематика блога выкристаллизуется через время – на это же я надеюсь, начиная заигрывать сейчас с ютубом. Вот отличный пример такого блога, живущего в настоящее время: http://votumam.info/ – здесь, по сути, нет никакой конкретной темы, такой онлайн-журнал.

Что делать, если не получается

Если не получается – главное не прекращать. У меня нет абсолютно никаких талантов, и до того, что у многих получается со старта, я могу идти пару лет. А то, что ты дочитал аж до этой части статьи – отличный показатель того, что даже такие люди как я могут что-то сделать.

Первое время мотивация и цели должны быть внутренними. Вообще не имеет смысла делать что-то специально под публику или под заработок – иначе разочаруешься раньше, чем что-то из этого придёт. Скажем так: за первые три года существования блога (до декабря 2017) я заработал всего 130 долларов. Но в 2019 году, на пике, было уже 160 долларов – в месяц, только через автоматизированные площадки. Невесть какие деньги, приятные мелочи, окупающие некоторые путешествия.

Завести блог это то, что я рекомендую каждому. Не стоит бояться того, что есть уже тысяча человек, которые могут раскрыть тему лучше. Как и не стоит бояться того, что тебя с твоим контентом засмеют – принято считать, что в мире только 1% создает контент, остальные его только потребляют. Почему бы не поучаствовать в тусовке на этой стороне?

Комментарии (Facebook)

Posted by Vitaly Salakhmir

Я — руководитель проектов продуктов.